СЛАВО
Меню сайта
Особенности влияния музыки на человека
 К. К. 
Ботневой

 
Оглавление

1. 
К вопросу о происхождении музыки
2. Дар богов
3. Философский взгляд на музыку
4. Заключение

 
 
К вопросу о происхождении музыки
 
Первобытный человек, в отличие от современного, заявлял свои права очень скромно. Он приспосабливался: вслушивался, вглядывался в мир широко раскрытыми глазами, выживал. В этом нашим предкам помогла очень пластичная нервная система, благодаря которой (во многом) они стали вступать в отношения с внешним миром. Чтобы спастись от превосходящего по силе хищника, предки человека сбивались вместе и издавали определенные сигналы, чтобы дать знать, что они едины, создать единое энергетическое поле. Далее путем проб и ошибок они научились издавать такой сигнал, который приводил зверя в оцепенение; был найден поведенческий комплекс, позволяющий выжить – суггестивный. Это переживание единства на биологическом уровне позволяло вступать в теснейший контакт со средой, использовать ее качества в своих интересах. (Это еще предыстория культуры и человека). Но такой тип отношений требовал колоссального эмоционального и физического напряжения. Был необходим какой-то звук, чтобы облегчить себе задачу: достаточно – точно воспроизвести этот звук, несущий на себе определенную смысловую нагрузку.
«Постепенно, для обозначения наиболее устойчивых и глубоких эмоциональных состояний – радости и восторга, испуга и отчаяния, горя и страдания – образовались интонации – звукоритмические, короткие и более длительные, громкие и тихие протяжные звуки» [4, 16]. «В этих выкриках и односложных призывных звуках огромное значение имели указующие и эмоционально насыщенные движения <…> закрепление и развитие выразительных движений в мимике пантомиме человека произошло только при переходе от индивидуальных контактов к продуктивному общению в группе…» [4, 16]. Постоянно применяясь на практике, кристаллизовались интонации и соответствующие жесты, оказывавшие наибольшее влияние на сородичей. Так сложилась «речь-напев» (Позже подавляющее число языков переходит на тембровую речь, то есть обычную, оперирующую фонемами. Пропевание занимало больше времени, чем говорение. В экстремальных условиях это имело решающее значение для совместных действий, а в итоге – и для выживания). Примером такой тональной речи в наши дни может служить язык цейлонских аборигенов – племени ведда, который состоит из «разделенных малой терцией однообразных мотивов, несущих различную смысловую информацию» [4, 19]. Племя ведда представляет огромный интерес для исследователей из-за особенностей своей культуры, которая соответствует уровню верхнего палеолита, находки же археологов, представляющие наибольшую ценность относятся примерно к этому периоду: это различные статуэтки людей и животных, сделанные из камня, глины: «полные динамики и экспрессии, статуэтки танцующих людей, одетых в козлиные шкуры ряженых» [4, 16]. Найдено множество флейт, сделанных из трубчатых костей птиц, колотушек, труб из костей и рогов животных. Наверняка были и другие способы извлечения звука из других доступных, но подверженных быстрому тлению, материалов: дерева, кожи. Но даже эти скромные находки археологов дают основание думать, что музыка, в самом примитивном виде, существовала задолго до этого периода.
Так, ученые продолжают спорить о том, что же появилось раньше – музыка или речь? Ряд исследователей, опираясь на результаты археологических изысканий, полагает, что музыка. Становление человеческой культуры – очень сложный и разнородный процесс, где все тесно взаимосвязано, поэтому невозможно сделать однозначные выводы и успокоиться на этом. И вот мы видим большое количество гипотез по поводу происхождения музыки, каждая из которых рассматривает какой-то один важный аспект данного процесса. Необходимо обобщить накопленные за века знания, осмыслив их и проникнувшись этой темой, тогда мы наверняка получим весьма заслуживающий внимания труд.
Но вернемся к нашим ведда. Советский музыковед Р. И. Грубер в стремлении определить характер музыки этого племени (то есть, первобытной) применяет термин – производственно-магический (или «трудмагический» (Марр)): совокупностью определенных слов, жестов, напевов можно было реально воздействовать на окружающую среду в желательном направлении. В песне ведда, отправляющегося за медом диких пчел это очень хорошо ощущается: «лесной охотник» просит пчел быть «добрее» к нему, призывает духов на помощь. Он «может судить о степени воздействия на духов, только исходя из собственного восприятия: то, что приятно ему, должно быть приятно и духу; то, что властно воздействует на него и на других сочленов коллектива (ибо явственно выражен волевой импульс поющего), то должно воздействовать так же<…> и на природу, и на духов» [5, 13]. Ясно видим, что звуковая сторона музыки имеет в основе те ритмо-интонационные обороты, которые отрабатывались веками в общении с сородичами, «чтобы превратиться в музыкальный факт, они претерпевают процесс обобщения, аналогичный процессу образования логических категорий: это интонации повелительно-волевые (отсюда вырастает характерный тип заклинательных напевов!); это, в известной мере, интонации повествовательно-речевые (отсюда вырастут интонации сказывания, речитирования эпического порядка)» [там же]; это всевозможные ритмо-интонации, которые выражают отношение первобытного человека к «ближайшей чувственной среде». И еще: «…любой магический напев, обращенный к природе, животным и т. д., - результат общественно-трудовой деятельности, - прошел сквозь призму общественного сознания; он – концентрат общественных отношений» [там же], то есть существующих в группе.
Теперь вспомним о суггестивном характере общения человека со всем окружающим. Звук позволил сохранять больше энергии. Это время сложения в подсознании человека архетипов, открываемых с помощью самого продуктивного вида познания во все времена – интуитивного. Также, обретаемые путем проб и ошибок счастливые находки применялись на практике. Шли тысячелетия, крупинка за крупинкой собирались сокровенные знания, отразившееся в сакральном опыте человечества. Потрясающая способность делать выводы, постоянно шлифуя умение, переживать, наблюдать, и, конечно, чувствовать интуитивно позволила человеку обрести ключи к тайнам мироздания – Музыку и Миф. К этим основам Бытия приходит человек, мысля о Вечном.
 
далее
 
 
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz