СЛАВО
Меню сайта
Категории раздела
Научное СЛОВО [3]
Художественное СЛОВО [1]
Главная » Статьи » Научное СЛОВО

Эффект Махариши
Эффект Махариши

Юрий Карпенко

Введение

Проблема сознания в последние десятилетия привлекает все больше внимания специалистов не только гуманитарного, но и естественнонаучного направления. Все большее признание научного сообщества получают исследования паранормальных явлений. Становится все более понятным, что парапсихология – это не столько «учение о резервных возможностях человеческой психики», сколько своего рода экспериментальная метафизика, источник уникальной информации о свойствах мира в целом.

История физики и науки в целом показала, что подход к построению картины мира, одной из ключевых компонент которого является игнорирование проблемы сознания, не только допустим, но и плодотворен. Однако ясно и то, что рано или поздно обнаружится его ограниченность. Тогда задача построения синтетической картины мира, объединяющей не только фундаментальные взаимодействия, но и сознание, уже не покажется абсурдной. В этой области сформировалось несколько исследовательских программ, одной из которых является программа международного движения трансцендентальной медитации (ТМ) (Московский А.В., Мирзалис И.В.).

Основателем и лидером международного движения ТМ является неортодоксальный индийский йог Махариши Махеш Йоги, начавший свою деятельность по распространению ТМ в конце 50-х годов. К началу 90-х годов технике ТМ в разных странах мира было обучено около 3 миллионов человек, а технике ТМ-сидхи – около 150 000 (с конца 70-х годов), инструкторов ТМ – около 30 000 (Maharishi Mahesh Yogi). М. Малерб дает следующие цифры о количестве приверженцев ТМ на конец 80-х годов: 2 миллиона человек во всем мире, в том числе одна треть в США, инструкторов ТМ – около 15 тысяч. Во Франции насчитывалось 20 тысяч медитаторов и 150 инструкторов ТМ(Малерб М.).

Эффект Махариши – это влияние, которое оказывает регулярная практика ТМ и (или) ее углубленного варианта, ТМ-сидхи, на такие показатели качества жизни немедитирующих людей, как уровень преступности, количество дорожно-транспортных происшествий, самоубийств, несчастных случаев, деловой активности и др. 

Представляется, что эффект Махариши является достаточно хорошо описанным в научной периодике примером непреднамеренного коллективного паранормального явления.

Эффект Махариши: социальные проявления

Когда достаточно большое количество людей в обществе начинают регулярно практиковать ТМ и (или) ТМ-сидхи, то это оказывает влияние на качество жизни немедитирующих. Утверждается, что влияние, оказываемое практикой ТМ и ТМ-сидхи, не специфично и имеет характер «общего поддерживающего жизнь влияния». 

За период с 1974 по 1990 г. по эффекту Махариши было выполнено около 40 исследований (The Maharishi effect). Исследования эффекта проводились на трех различных уровнях: 1) города; 2) страны и регионы; 3) международный уровень.

Уровень городов

Все исследования эффекта Махариши, реализуемого на основе техники ТМ, построены по следующей схеме: когда в результате массового обучения ТМ в каком-то городе доля обученных в его населении превысит 1%, то для обнаружения эффекта Махариши проводится сравнение показателей качества жизни до и после достижения порога. Например, на основе официальной статистики анализируется уровень преступности в регионе за предшествующие годы, затем результаты этого анализа экстраполируются на период после достижения 1%-ого барьера. Разница прогноза и того, что было в действительности составляет эффект Махариши. 

Характерный масштаб влияния, оказываемого на динамику уровня преступности, можно охарактеризовать результатами исследования по 22 городам США с населением от 25 тыс. до 100 тыс. человек, в котором эффект Махариши был обнаружен впервые. В экспериментальной группе из 11 городов, в которых доля обученных ТМ в 1972 г. достигла 1% населения, в течение экспериментального периода (1972...1973 гг.) наблюдалось среднее понижение уровня преступности на 8,2%, тогда как в 11 контрольных городах, сравнимых с экспериментальными, в этот же период имел место рост преступности на 8,3%, что соответствует среднему показателю роста преступности в США в экспериментальный период (Borland C., Landrith G. III).

Статистический анализ еженедельных данных по количеству убийств в Вашингтоне (США) с августа 1980 по ноябрь 1983 гг. показал, что когда размер группы практикующих ТМ-сидхи, состоявших из студентов учебного центра и членов местного сообщества, превышал критический для Вашингтона размер, то количество убийств в городе уменьшалось в среднем на 22% (Dillbeck M.C., Larimore W.E., Wallace R.C.).

Уровень регионов и стран

В качестве примера исследования на региональном уровне можно привести работу по Пуэрто-Рико (Dillbeck M.C., Cavanaugh K.L. et al; Dillbeck M.C., Mittlefehldt V. et al.). Исследование было проведено весной-летом 1984 г., когда в связи с открытием учебного заведения движения ТМ количество практикующих ТМ-сидхи в Пуэрто-Рико постепенно нарастало, пока с апреля по июнь не превысило критический порог. В июле большая группа студентов переехала на континент, что дало возможность изучить ситуацию до, во время и после окончания экспериментального периода.

В исследовании использовались официальные данные по динамике преступности за период с января 1969 по март 1984 гг. для выявления долгосрочных колебаний. Учитывались следующие виды преступлений: убийства, изнасилования, грабежи, нанесение телесных повреждений, кражи со взломом, угоны транспортных средств. Был получен следующий результат: с апреля по июнь 1984 г. наблюдалось систематическое снижение уровня преступности, с июня по сентябрь – возвращение к исходному уровню.

Крупномасштабный эксперимент по краткосрочной коллективной практике впервые проводился в г. Амхерсте (штат Массачусетс, США) с 9 июля по 20 августа 1979 г. (Devies I.H., Alexander C.N.). Размер критической группы практикующих ТМ-сидхи для США в 1979 г. составлял 1530 человек, среднее количество участников эксперимента – свыше 2 тыс. человек. Исследования проводились на основе официальных данных по ДТП, насильственным преступлениям и катастрофам за период с 1973 по 1981 г. Обнаружено, что в экспериментальный период количество ДТП снизилось на 6,5%, насильственных преступлений – на 3,4%;, авиакатастроф – на 20,8%. В то же время для штата Массачусетс, где проходил эксперимент, эти цифры, как и ожидалось, были выше: 18,9, 10,1 и 83,3% соответственно (последняя цифра подсчитана для всей Новой Англии, куда входит штат Массачусетс).

Аналогичные исследования по влиянию краткосрочных коллективных практик проводились на уровне стран в Филиппинах, Канаде, Австралии и Англии (The Maharishi effect).

Международный уровень

На международном уровне проводилось несколько типов экспериментов (данные на начало 90-х гг.): 1) «Ассамблеи Мира» – собрание 7 тысяч практикующих ТМ-сидхи, что необходимо для оказания влияния на все население Земли: декабрь 1983 г., – январь 1984 г. в г. Феарфилде (штат Айова, США), январь 1984 г. в Голландии, июль 1985 г. в Вашингтоне (США), а также зимой 1991...1992 гг. в Голландии во время войны в Персидском заливе; 2) «целевые программы» – собрание достаточно большого количестве практикующих ТМ-сидхи на короткий промежуток времени для оказания влияния на международные военные конфликты. Наибольший резонанс из последней серии экспериментов получил «Международный проект на Ближнем Востоке» (Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H. et al.).

Этот проект осуществлялся в Иерусалиме с 1 августа по 30 сентября 1983 г. Устроители пригласили всех жителей Израиля, прошедших обучение технике ТМ-сидхи, принять участие в этом эксперименте. Участники приезжали в соответствии со своими возможностями: уикэнд, недельный отпуск и т.д. В связи с этим размер группы неконтролируемо колебался от 65 до 241 человека, критический же размер группы для Израиля и Ливана был оценен в 197 человек. По просьбе организаторов участники эксперимента не сообщали местным жителям о целях своего приезда. Поскольку размер группы был иногда меньше, а иногда больше критического, то это дало возможность проверить формулу «корня квадратного из 1%».

Была исследована динамика следующих показателей качества жизни в Иерусалиме, Израиле и Ливане: ежедневный уровень преступности, количество ДТП и пожаров в Иерусалиме, цены на акции и общественное настроение (контент-анализ прессы) в Израиле, количество убитых и общий уровень напряженности военного конфликта в Ливане. Была обнаружена статистически значимая зависимость всех показателей от размера группы. В частности, когда размер группы превосходил критический, то количество убитых уменьшались на 76%, а общая напряженность конфликта в Ливане снизилась на 45% по сравнению с контрольным периодом.

С целью более детальной проработки вопроса причинной связи между групповой медитацией и напряженностью военного конфликта был проведен 13-ти дневный «эксперимент в эксперименте», когда количество участников в течение этих 13 дней постоянно превышало критический порог. Среднее количество убитых в этот период составляло 1,5 по сравнению с 33,7 в непосредственно предшествующие и следующие 13 дней.

Эти исследования имели большой резонанс в средствах массовой информации США и по их результатам состоялась публичная дискуссия на страницах журнала «Journal of conflict resolution» (см. ниже).

Эффект Махариши: ЭЭГ- и биохимический индикаторы

Ниже приведены результаты двух исследований по регистрации эффекта Махариши методами элетроэнцефаллографии(ЭЭГ) и биохимии.

Во время коллективной медитации группы численностью около 2000 человек на расстоянии в несколько сотен километров от нее проводилась медитация малой группы, члены которой не знали о том, совпадает время их медитации с временем медитации большой группы или нет. Сравнивались ЭЭГ членов малой группы в периоды времени, совпадающие и не совпадающие с временем медитации большой группы. Измерялась согласованность ЭЭГ членов малой группы в разные промежутки времени. Утверждается, что согласованность ЭЭГ членов малой группы была выше, когда время их медитации совпадало с временем медитации большой группы (Orme-Johnson D.W., Dillbeck M.C. et al).

Эксперименты по регистрации биохимического индикатора эффекта Махариши описываются следующим образом. Во время коллективной медитации с численностью группы несколько сот человек у жителей близлежащего городка брались анализы урины на предмет определения концентрации в ней метаболитов серотонина. Серотонин – это нейромедиатор, который, в частности, связан с переживанием чувства отдыха, удовлетворения, эйфории (Wallace R.K.). Сообщается, что тенденция в изменениях метаболитов серотонина в урине жителей городка соответствует тенденции этих изменений у практикующих ТМ и (или) ТМ-сидхи (Pugh N.C. et al;Walton K.G.).

Существует также одно сообщение об эксперименте по преднамеренному влиянию коллективной ТМ и ТМ-сидхи медитации на погоду (Rabinoff R.A. et al). Этот эксперимент проводился зимой 1979...1980 гг. и был связан с тем, что в одном из центров международного движения ТМ намечалось проведение крупномасштабного мероприятия, для которого организаторы хотели обеспечить благоприятные погодные условия. В ежедневную практику коллективной медитации сотрудников центра и членов местного ТМ-сообщества был добавлен элемент направленности внимания во вне, на погодные условия. В период проведения мероприятия были более благоприятные погодные условия, чем обычно в этот период времени, что связывается с влиянием коллективной медитации.

Теория: основные понятия и гипотезы

Один из центральных результатов исследований влияния регулярной практики ТМ и (или) ТМ-сидхи на человека состоит в обнаружении нового состояния сознания, чистого или трансцендентного сознания, которое развивается благодаря регулярной практике ТМ и ТМ-сидхи (Wallace R.K.). В восточной религиозно-философской традиции это состояние сознания как субъективный опыт ассоциируется с достижением высших целей этой традиции: просветлением, освобождением от колеса рождений и смертей. В объективном плане чистое сознание считается источником всего сущего, Бытием.

Утверждается, что это состояние сознания является четвертым состоянием сознания наряду с тремя общеизвестными: глубоким сном, сновидениями и бодрствованием. Согласно модели Махариши о точках соединения состояний сознания, чистое сознание доступно каждому человеку вне зависимости от степени его духовного или интеллектуального развития между мыслями, точнее говоря, в те короткие промежутки времени, когда сон сменяется бодрствованием и наоборот, т.е. в переходах между тремя основными состояниями (Maharishi Mahesh Yogi, 1968; Travies F.T.) 
По вопросу о физической интерпретации эффекта Махариши известны две точки зрения. Первая принадлежит Дж. Хэгелину (Hagelin J.S., 1987, 1989). Отвергая все четыре фундаментальные взаимодействия, а также пятую силу, он полагает, что эффект Махариши связан с нелокальным изменением геометрии пространства-времени, с редукцией волновой функции состояния коллективного сознания общества. 

Вторая точка зрения на физический механизм эффекта Махариши также принадлежит сотрудникам MIU (Druhl K.J., Kleinschnitz K.W). По их мнению, за эффект Махариши ответственно электромагнитное излучение с длиной волны порядка нескольких десятков метров (характерный размер группы медитирующих).

Ключевыми идеями социально-психологического плана являются представления о коллективном сознании (КС), стрессе в КС как источнике социальной напряженности и коллективной медитации как технологии снятия стресса в КС, по аналогии со снятием индивидуальных стрессов в результате регулярной практики ТМ.

Представление о всепроникающем поле сознания, лежащем в основе индивидуальной и общественной жизни, не является новым ни для западной, ни для восточной философских традиций. Основатели современной западной психологии Г. Фехнер и У. Джеймс утверждали существование континуума сознания, объединяющего индивидуальные сознания всех людей, который может быть непосредственно воспринят, если порог восприятия достаточно низкий. К.Г. Юнг (теория архетипов) и Э. Дюркгейм также выдвигали идею о КС. Однако все эти концепции не оказали существенного влияния на основной поток развития западных психологии и социологии, поскольку не нашли эмпирического подтверждения (Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H.).

По мнению исследователей эффекта Махариши, КС – это некоторая целостность сознания группы, не сводимая к простой сумме индивидуальных сознаний членов группы. Феномен КС существует на каждом уровне социальной организации: семья, сообщество, город, народ и мир в целом. Индивидуальное сознание является базовым элементом КС любого уровня, оно оказывает влияние на состояние КС, а также испытывает его обратное воздействие (Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H.).

Основной детерминантой социального поведения является уровень когерентности, согласованности КС. По аналогии с тем, как качество индивидуального сознания отражает уровень функциональной интеграции различных компонентов нервной системы человека, общественная когерентность также является функцией кооперативности или дополнительности между отдельными людьми и (или) группами, составляющими общество. Наличие общественной когерентности выражается в спонтанной интеграции потребностей отдельных людей и групп с потребностями общества, а несогласованность, отсутствие когерентности в КС приводит к фрустрации индивидуальных и групповых потребностей. Такое отсутствие когерентности на уровне КС в течение длительного времени называется стрессом в КС. Согласно представлениям описываемой теории, когда этот стресс достигает некоторого критического напряжения, происходят взрывы насилия, негативности (ненависти), конфликты, кризисы, войны.

Заключение

Известно, что паранормальные явления, как правило, подразделяются на информационные (телепатия и др.) и силовые (телекинез и др.) Наряду с этим можно различать индивидуальные и коллективные, преднамеренные и непреднамеренные паранормальные явления. Представляется, что эффект Махариши – это единственное достаточно хорошо описанное в научной периодике непреднамеренное коллективное паранормальное явление. О других паранормальных явлениях такого типа существуют лишь отдельные упоминания. Так, например, А.В. Московский и И.В. Мирзалис приводят мнение экологов сознания, полагающих, что межнациональные конфликты могут оказывать влияние на сейсмическую активность (Московский А.В., Мирзалис И.В.). Б.С. Добронец считает, что «потоки энергии (психической – Ю.К.) приводят в движение внутренние психические силы людей и оказывают влияние на сейсмическую активность. Достаточное подтверждение получила гипотеза о связи землетрясений и психической активности людей» (Добронец Б.С., с. 41).

Полный текст: http://n-t.ru/tp/mr/em.htm


Категория: Научное СЛОВО | Добавил: slm (05.03.2009)
Просмотров: 378

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz