|
|
-
-
- К. К.
- Ботневой
- Особенности влияния музыки на человека
-
-
-
- Оглавление
1. К вопросу о происхождении музыки
2. Дар богов
3. Философский взгляд на музыку
4. Заключение
- Заключение
-
- Язык (не только иностранный, но и родной), речь являются в известной степени барьерами для общения. Индийская мудрость гласит: «два молчания становятся одним», что означает – слово и мысль разъединяют людей, так как думает каждый – свое и понимает слова другого тоже по-своему, молчание объединяет. Достойной альтернативой молчанию можно представить только музыку. Единение – изначальный ее смысл. Будь то первобытный праздник, рок-концерт или эффект массовой песни, слова здесь излишни. Сколько будет жить человек на земле, столько он и будет испытывать на себе это стихийное воздействие. Музыка превосходит речь в выполнении еще двух важных функций – коммуникативной и экспрессивной (с наибольшим отрывом!).
- Итак, ценность великого дара богов не ослабевала никогда за всю историю человеческой культуры. И по сути воздействие его всегда носило характер магический (мистический вообще). Потому как и по сей день тайна эта остается не разгаданной в современном научном понимании, то есть не разложена по полочкам, не подвергнута в полной мере анатомическому анализу. Необходимо не разбирать золотую птичку по перышку, а с ее помощью – с помощью музыки попробовать прислушаться к себе. Изречение, начертанное на входе в Дельфийский храм – «Познай себя и узнаешь Вселенную и богов» – утверждение, что через микрокосм можно выйти на постижение макрокосма, не было простой метафорой. Это постоянное отражение друг в друге. Вселенная на протяжении миллионов лет создавала человека – дитя, столь похожее на Нее и непохожее одновременно, вкладывала в него себя. В создании человека отразилось стремление мира к самопознанию. Поэтому в знаменитой надписи на Дельфийском храме (из которой озвучивается обычно только первая часть) ощущается чуть слышное эхо напутствия Матери, данного человеку в начале пути. Другое известное изречение, на этот раз есть автор – Протагор, - «Человек есть мера всех вещей существующих» трактовалось по-разному. Думается, из него отнюдь не следует, что все вещи существуют лишь в той мере, в какой их познал человек, скорее, наоборот – в какой мере он познает, в такой мере и существует, в такой мере и живет. Как показывала и продолжает показывать история человеческой культуры, нам есть к чему стремиться! И прежде всего необходимо прислушаться в голосам, доносящимся сквозь глубь веков, испить мудрости древних и снова вслушаться… в тишину. Может, именно к музыке следует обратиться современному человеку, и многое в отношении тайн мироздания прояснится, так будет непременно.
- В этой работе мы прояснили лишь некоторые моменты отношений человека с миром и с самим собой (предстоит долгий и чрезвычайно интересный путь для дальнейших исследований, в которых незаменимым проводником останется мудрость древних), запечатлевшиеся в мифологической традиции разных народов и эпох. Повторим еще раз, что Миф – главный ключ к тайнам мироздания, оглядываясь на все сказанное, можно с радостью утвердить, что Музыка – тоже. Изучение этого культурного феномена поможет нам освободиться от пут рационализма, лучше узнать себя и нашу прекрасную Вселенную.
-
-
- Список литературы
-
- Античная музыкальная эстетика. – М., «Искусство», 1960.
- Выготский Л. С. Анализ эстетической реакции. – М., «Лабиринт», 2001.
- Герасимова И. А. Музыка и духовное творчество // Вопросы философии. 1995. № 6.
- Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. – М., 1993.
- Грубер Р. И. История музыкальной культуры. – Т. 1, М.-Л., 1941.
- История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. – Т. 1, М., Изд-во Акад. Художеств СССР, 1962.
- Левкиевская Е. Е. Звук и звучание в славянской мифологии // Музыка и незвучащее. – М., 2002.
- Музыка. Миф. Бытие. – М., Изд-во МГУ, 1995.
- Платов А. В. В поисках Святого Грааля: Король Артур и мистерии древних кельтов. – М., София, Гелиос, 2002.
|
|
|
Календарь |
« Март 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|